Воскресенье, 28.04.2024, 02:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Страна журавлиной песни

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект урока "Разделительный Ь"

Цели:

- продолжить знакомство с буквой Ь;

- познакомить с разделительной функцией Ь;

- формировать навыки чтения слов с этой буквой;

- совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста;

- познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;

- формирование навыка письма;

- развивать память, речь, мышление, внимание;

- воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.

 Оборудование:

Презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки со словами, тетрадь для печатания, маски Мальвины и Пьеро, Букварь / Р.Н.Бунеев и др., пропись к Букварю.

2 урок

Ход урока:

1.     Работа со столбиками слов

- Начнем наш урок. Откройте Буквари на странице 154. Найдите третий столбик слов. Прочитайте его (бельё, зверьё, вьюга). Найдите слово, которое называет явление природы (вьюга). Что такое вьюга? Какое слово обозначает одежду?

- Прочитайте следующий столбик (воробьи, муравьи, соловьи, ручьи). Найдите слова, называющие птиц. Прочитайте слово, называющее насекомых. Слово муравьи называет одного насекомого или нескольких?

- Прочтите пары слов  (перо – перья, крыло – крылья, стул – стулья, брат – братья).

Работа над парой слов: Чем отличаются слова? Какое из слов называет несколько предметов? Какую роль играет в этом слове Ь? Сколько звуков обозначает гласный, стоящий после Ь? Какие это звуки?

 2.     Работа в прописях

- А под рамочкой с Ь записаны три слова. (листья, сучья, деревья) Прочитайте их. Какую роль выполняет в них Ь?

- Сейчас я загадаю вам загадку, отгадкой на которое будет одно из этих трех слов. Именно это слово вы запишите на строчке ниже. Вот эта загадка:

В шубе летом, а зимой раздеты.  (деревья)

- Какое слово вы записали? Возьмите карандашики и подчеркните мягкий знак. Сколько звуков обозначает буква Я? Почему? Какие это звуки?

- Какие остались слова? Из них выберите отгадку к следующей загадки.

Летом вырастают, осенью опадают.

(листья)

- Какое слово вы записали? Подчеркните карандашом мягкий знак. Какие звуки слышим после мягкого знака? Почему буква Я обозначает два звука?

- Какое слово мы не записали? (сучья) Запишите его и подчеркните мягкий знак. Сколько звуков обозначает Я после Ь? Почему?

 3.     Закрепление

- Положите ваши ручки. У нас есть задание от Мальвины и Пьеро. Нам даны слова. (слайд 10)

А задание такое: определить, нужно ли на место белого квадратика вставить разделительный Ь.

бел..ё

зел..ёнка

лист..я

Кост..я

пул..я

стул..я

дерев..яшка

варен..е

         Выполнение задания. Работа проводится фронтально.

- У вас в прописях и у меня на доске записано предложение. Нам предстоит его записать. Возьмите в руки карандаши. Мы должны с вами обозначить все опасные места, чтобы не ошибиться при написании этого предложения.

На сучьях деревьев жёлтые листья.

Дети называют орфограммы и обозначают их в прописях. Учитель делает то же самое на доске.

- Посмотрите, над словами есть цифры. Кто догадался, что они обозначают? Мы должны записать слова по порядку. И у нас получится предложение: Жёлтые листья на сучьях деревьев.

Дети с проговариванием записывают предложение в прописях, а учитель на доске.

- Молодцы! Закройте прописи и положите на край парты.

         - Сказочные герои, которые с нами сегодня уже второй урок, очень гордятся своими именами. Мальвине и Пьеро очень нравится, что в их именах есть Ь. И поэтому они решили нам напомнить и другие имена, в которых тоже есть Ь. Прочтите их. (слайд 11)

        Наталья

         Софья

Ольга

Татьяна

Илья

- Найдите среди этих слов лишнее.

Лишнее имя Ольга, т.к. здесь Ь указывает на мягкость согласного, а в остальных именах есть разделительный Ь. Дети так же могут назвать имя Илья, т.к. оно мужское.

 4.     Физкультминутка

- Буратино тоже хочет принять участие в нашем уроке. Давайте осуществим его желание – проведем физкультминутку про Буратино. (слайд12)

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

 5.     Работа с текстом

- Придвиньте к себе Буквари. У нас есть текст, который нам предстоит прочитать. Его написал Геннадий Цыферов. Называется он «Как цыпленок впервые сочинил сказку». Нам из названия понятно о ком будет идти речь в тексте. И мы можем догадаться, что произойдет. Наверно, цыпленок будет сочинять сказку. А как вы думаете, этот текст, который написал Геннадий Цыферов сказка или рассказ? Почему? 

Дети отвечают и делают вывод, что это сказка.

- Поставьте все пальчик на название сказки. Я начну читать, а вы следите очень внимательно, потому что я могу остановиться, и читать продолжит кто-то другой.

Учитель читает текст до середины. Дальше читают учащиеся.

- Понравилась вам сказка, которую сочинил цыпленок? Найдите в тексте и прочитайте, о чем он написал свою сказку?

- Как выглядел домик на телячьих ножках? Прочитайте. Что росло у домика на заячьих ножках? Прочитайте.

-  Прочитайте, как выглядел домик на слоновьих ножках. А как выглядел домик на курьих ножках?

        6.     Домашнее задание

- Понравилась вам сказка Геннадия Цыферова? Дома прочитайте ее еще раз и выберете из придуманных цыпленком домиков тот домик, который вам больше всего понравился, нарисуйте его. Вы можете придумать к этому домику что-нибудь свое.

 7.     Итог урока

- О какой букве мы говорили с вами эти два урока? Какие роли Ь может выполнять в словах? Какие буквы разделяет Ь?  Что происходит с буквами Е, Ё, Ю, Я, если они стоят после разделительного Ь? На что похожа буква Ь? Из каких элементов она состоит?

- Спасибо вам за урок! Звучит песня «Бьют часы на старой башне» из кинофильма «Приключения Буратино». (слайд 13)

Категория: Мои статьи | Добавил: Админ (29.03.2012)
Просмотров: 2580 | Комментарии: 1 | Теги: обучение грамоте и письму, разделительный мягкий знак, 1 класс, конспект урока | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Наталья  
0
Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития у них орфографической зоркости, от умения находить в словах ошибкоопасные места, определять тип орфограммы и осуществлять самопроверку написанного. Зоркость в грамотности развивается в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих восприятие и запоминание правила, а именно "Разделительный мягкий знак". Орфографический навык формируется при условии знания правила, усвоения алгоритма его применения. Метод сказкотерапии, как средство обучения, используемое на данных уроках русского языка, позволяет развивать способность самоопределяться в окружающей жизни, включаться в учебные виды деятельности и формы общения с учениками и учителем. Использование элементов здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, смена различных приемов и форм деятельности, музыкальные фрагменты) подтверждает косвенное, незаметное для детей педагогическое воздействие и влияние на формирование рефлексии и самостоятельности. Сказкотерапия позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, это саморазвитие н с опорой на подсознание, разум и творчество. На данных уроках в большом объеме применяются различные приемы рефлексивных технологий - совокупности методов, которые помимо процесса овладения знаниями, умениями и навыками учитывают логику познавательного процесса и закладывают осознанное направление мыслительной деятельности учащихся.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]