Почему одни младшие школьники всегда активны и с
удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие – скованны и равнодушны
к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была
высокая познавательная активность и интерес? Многие ученые говорят о
необходимости развития исследовательских творческих навыков у детей, развития
сенсорной и двигательной сфер ребенка, формирование нестандартного мышления,
наблюдательности, воображения, комплексное развитие различных видов памяти,
внимания. Психология – наука очень сложная. А психолого-педагогический анализ
учебного процесса, т.е. процесса овладения знаниями, умениями и навыками, во
много раз сложнее. Но студентка 5 курса факультета дошкольного и начального
образования Татьяна Услугина – выпускница Владимирского государственного
университета имени А.Г.и Н.Г.
Столетовых смогла совместить психологические тренинги, диагностические
методики, анкеты и тесты с любимыми для детей играми, сказками и загадками.
Нашим второклассникам очень нравятся такие занятия, хотя они и не подозревают,
что это настоящий психологический мониторинг и педагогическая диагностика.
Учителя, работающие в классе, и родители наших учеников будут пользоваться результатами
психологического исследования в учебном процессе и в воспитательной работе. Для современного образования становится
приоритетными такие принципы педагогической деятельности: развивать способности
и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и
развиваться. «Сделать ученика способным к саморазвитию – вот жизненный принцип
педагогики» - писал К.Н. Вентцель. Активность является необходимым условием
формирования умственных качеств личности. Психологический инструментарий
поможет взрослым – педагогам и родителям – в сохранении и укреплении здоровья
ребенка, в развитии познавательной активности учащихся, в формировании общих
учебных умений и навыков.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют далеко не все дети. Многие из них быстро устают. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из "натуральных", по словам психолога Л.С. Выготского, эти процессы к окончанию начальной школы должны стать "культурными", т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. "Только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личные качества" (Л.С. Выготский)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]